Комитет Совета Федерации по социальной политике нацелен в первую очередь на развитие туризма, здравоохранения и защиту семьи и детства

0
2

Александра Урошлева

shalamov / Depositphotos.com

Валерий Рязанский, председатель комитета, рассказал об итогах работы весенней сессии верхней палаты парламента в социальной сфере. Он отметил, что в этот период было много выездных мероприятий, а также обозначил основные направления проектной и законотворческой деятельности комитета:

  • развитие внутреннего и выездного туризма и спорта;
  • изменение пенсионного законодательства;
  • совершенствование системы здравоохранения;
  • совершенствование законодательства о защите семьи и детства.

 

Развитие туризма и спорта

Валерий Рязанский отметил, что развитие туризма способствует росту экономики. На долю туристической отрасли приходится сейчас в ВВП страны около 3,5%. При этом в ближайшие годы этот показатель планируется увеличить до 5%. Кроме того, на туристическом рынке примерно 80% хозяйствующих субъектов являются представителями малого бизнеса. Таким образом, развитие туристической отрасли будет положительно сказываться и на развитии малого и среднего предпринимательства, что остается одним из приоритетных направлений государственной политики (п. 13 Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», далее – Указ Президента РФ № 204). 

Напомним также, что в Российской Федерации действует Стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р. 

По словам председателя комитета, вложения из федерального бюджета на сумму примерно 27 млрд руб. позволили привлечь в индустрию туризма около 90 млрд руб. частных инвестиций, что является достаточно внушительным результатом. В некоторых регионах – показатели еще выше. Например, в Ярославской области соотношение государственных и частных инвестиций, направленных на развитие туризма, оказалось 1 к 7. 

Как заметил Валерий Рязанский, необходимо использовать «пост-чемпионатские» настроения. Во многих городах России благодаря проведению Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года модернизированы инфраструктура, спортивные и культурные объекты. Более того, не исключено, что до конца текущего года иностранцам и лицам без гражданства, получившим до или во время проведения Чемпионата официально оформленную персонифицированную карту FAN-ID («паспорт болельщика») разрешат в Россию безвизовый въезд. 

Комитет Совета Федерации по социальной политике уделяет внимание также массовому спорту. При нем функционирует Экспертный Совет по физической культуре и спорту, который отчитывается перед комитетом по итогам года о проделанной работе. В фокусе деятельности Совета и комитета находится сейчас в частности регулирование студенческого спорта, с целью развития которого приказом Минспорта России от 21 ноября 2017 г. № 1007 была утверждена Концепция развития студенческого спорта в Российской Федерации на период до 2025 года.

 

Изменения пенсионного законодательства

К вопросам ведения комитета по социальной политике относятся, конечно, пенсионное страхование и обеспечение граждан. В весенней сессии Совета Федерации, помимо работы над масштабной реформой о повышении пенсионного возраста, комитет сосредоточился на решении проблем пенсионного обеспечения детей, потерявших кормильца. Во исполнение решения Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление КС РФ от 5 декабря 2017 г. № 36-П) был разработан законопроект, согласно которому предусматривается выплата страховой пенсии по потере кормильца студентам, которые самостоятельно (без направления государства) поступили учиться в иностранные образовательные организации. Страховая пенсия по случаю потери кормильца его детям, обучающимся по очной форме обучения, должна выплачиваться всем лицам этой категории, включая тех, кто обучается очно за рубежом. Законопроект, разработанный комитетом и внесенный Советом Федерации в Госдуму уже был принят в первом чтении. 

Еще одним направлением разработки для комитета, по словам Валерия Рязанского, является пенсионная система накопительного типа. Он указал, что НПФ аккумулируют сейчас около 4 трлн руб., а участниками НПФ являются около 50 млн человек. Он считает, что необходимо основной упор в пенсионной политике делать на развитие накопительной системы и вовлечение в нее граждан. Кратко комментируя инициативу повышения пенсионного возраста, Валерий Рязанский отметил, что безусловно должны быть сделаны исключения для отдельных субъектов РФ, включая северные регионы. Также он, говоря о предложении КПРФ вынести вопрос о повышении пенсионного возраста на референдум, выразил сомнения в целесообразности и эффективности такой меры. По его словам нужно сохранять философско-экономическую основу государственной пенсионной системы, то есть то согласие, установленное в обществе между поколениями, при котором молодое поколение за счет своих взносов обеспечивает выплату пенсий старшему поколению. По мнению парламентария проведение референдума могло бы негативно сказаться на устойчивости такого общественного договора. При этом до вынесения законопроекта о повышении пенсионного возраста на второе чтение в Госдуме еще есть время, за которое необходимо провести широкое, в том числе общественное, обсуждение этого проекта. 

Кроме этого, в весеннюю сессию Совет Федерации одобрил принятый Госдумой Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 196-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Сербией о социальном обеспечении», который вступит в силу 30 июля.

 

Совершенствование системы здравоохранения

Одним из приоритетных направлений законодательной деятельности комитета является также здравоохранение. В весеннюю сессию комитет, занимаясь этим блоком вопросов, провел два выездных заседания – в Белгородской области и в Республике Бурятия. В качестве положительного примера развития системы оказания гражданам медицинской помощи, особенно в сельских поселениях, Валерий Рязанский привел работу в соответствующих медицинских центрах врачей семейной (общей) практики в Белгородской области. Председатель комитета напомнил, что одним из 12 национальных проектов согласно п. 2 Указа Президента РФ № 204 по социально-экономическому развитию страны является проект по здравоохранению, за подготовку и реализацию которого ответственен Минздрав России. 

В рамках совершенствования законодательства об охране здоровья граждан, комитет верхней палаты парламента по социальной политике разработал проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»», который был внесен Советом Федерации в порядке законодательной инициативы в Госдуму. Суть законопроекта заключается в передаче полномочия по организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных редкими (орфанными) заболеваниями федеральному органу исполнительной власти – Минздраву России, в то время, как сейчас это полномочие закреплено за региональными госорганами в сфере охраны здоровья. В пояснительной записке к законопроекту сообщается, что инициатива преследует цель освободить от финансовой нагрузки региональные бюджеты, средств которых не хватает для обеспечения в полной мере дорогостоящего лечения орфанных заболеваний, в результате чего нарушается право граждан на охрану здоровья. Указанный законопроект был принят сегодня Госдумой в первом чтении. 

Напомним, что правила ведения регистра лиц, страдающими орфанными заболеваниями и перечень таких жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких заболеваний, утверждены постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2012 г. № 403 «О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента». 

Валерий Рязанский отметил также, что наиболее плотно работа в рамках реализации национального проекта по здравоохранению будет вестись в направлениях борьбы с онкологическими заболеваниями и развития детского здравоохранения.

 

Меры по обеспечению защиты семьи и детства

Еще одно из направлений деятельности комитета – это совершенствование законодательства о защите семьи и детства. Так, вчера комитет Совета Федерации по социальной политике предложил одобрить законопроект, внесенный в Госдуму Правительством РФ, о совершенствовании механизма обеспечения жильем детей-сирот и лиц из числа детей-сирот. Основные новеллы законопроекта состоят в следующем:

  • предоставление возможности законным представителям таких детей самостоятельно подавать заявления о включении детей в список оставшихся без попечения родителей и имеющих право на обеспечение жильем, в то время как сейчас список формируется госорганами субъектов РФ самостоятельно;
  • установление единого порядка формирования указанного списка и наделение полномочием по установлению такого порядка Правительства РФ;
  • предоставление возможности региональным органам по опеке и попечительству при соответствующих фактических обстоятельствах принимать решение о необходимости заключения договора найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и лиц из их числа по истечении первого пятилетнего срока неоднократно, в то время как сейчас заключение такого договора но новый пятилетний допускается не более одного раза;
  • наделение правом обращения в суд с требованием принудительного обмена жилого помещения, занимаемого по договору соцнайма несовершеннолетними и родителями, лишенными в отношении них родительских прав или иными лицами, совместно проживающими с детьми, законных представителей несовершеннолетних, прокуроров и органов по опеке и попечительству, если совместное проживание этих граждан с детьми нарушает права и законные интересы последних;
  • установление возможности приобретать жилье для детей-сирот и лиц из их числа у собственников – физлиц путем проведения запроса предложений, тем самым экономя время, необходимое для проведения конкурсных процедур и заключения госконтракта, ради своевременного обеспечения нуждающихся жильем. 

Изменения планируется внести в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 3 ст. 72, ст. 90, ч. 2 ст. 91, ч. 5 ст. 103, ст. 109.1 Жилищного кодекса, ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

Иные направления работы комитета

Помимо обозначенных ключевых для комитета вопросов, его члены занимались рассмотрением проблем обеспечения доступной среды для инвалидов – обсуждались технические средства реабилитации инвалидов, проблем защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, трудовых правоотношений (в частности вопросов мобильности трудовых ресурсов) и функционирования вытрезвителей. Валерий Рязанский отметил, что необходимо законодательно урегулировать деятельность центров оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения. Например, в Республике Татарстан на сегодняшний момент создано 13 вытрезвителей. При этом их услуги требуются примерно 14 тыс. человек в год. В Белгородской области в вытрезвители попадают около 10 тыс. человек в год. Председатель комитета указал в частности на необходимость урегулирования вопроса о плате за предоставление таких услуг. По его мнению они должны быть платными, а если человек не может расплатиться – его можно привлекать на общественные работы. Соответствующие полномочия, по словам сенатора, следует предоставить госорганам субъектов РФ. 

Весенняя сессия Совета Федерации завершится к концу недели – 28 июля. Валерий Рязанский отметил, что сессия была плодотворной и обозначил некоторые направления работы комитета по социальной политике на предстоящую осеннюю сессию. В числе планов он назвал следующее: 

  • участие в бюджетном процессе по вопросам социальной политики;
  • работа над пенсионной реформой;
  • работа в области трудовых отношений – регулирование выплат пособий по безработице, в том числе людям предпенсионного возраста;
  • разработка и внедрение стандарта благополучия, гарантирующего обеспечение каждого гражданина РФ вне зависимости от места проживания определенным набором государственных и муниципальных услуг и размером пособий;
  • согласование программы Правительства РФ по развитию туризма.

Источник: garant.ru